Значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего ко греху. (архиепископ Иоанн Шаховской)
Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией. Исповедь – это примирение. Мы говорим: «Господи, я пришёл открыться перед Тобой, сказать Тебе о всём тёмном, нечистом, мрачном, порочном, что во мне есть; и я Тебя прошу меня исцелить». Покаяние есть отказ от греха, а не только его исповедование. Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи.
Исповедь – момент встречи человека с Богом, священнослужитель в Таинстве Покаяния выступает как свидетель истинности покаяния, выразитель прощения от имени Бога и духовный наставник.
Публичная исповедь первых столетий жизни Церкви совершалась кающимися перед епископом и в присутствии всей общины. Человек открыто и гласно исповедовал свои грехи. Сейчас все происходит по-другому. В православной церкви к исповеди призываются все, достигшие семилетнего возраста. Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Принимать исповедь может только православный архиерей или священник. Он обязан хранить тайну исповеди. Чтобы чувствовать себя живым членом Церкви Христовой нужно исповедоваться раз в две-три недели, или, хотя бы раз в месяц. Священник при этом — только свидетель. Но и на него возлагается большая ответственность. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Христос, предвозвещая апостолам дарование Святого Духа, сказал им: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». В православии отпущение грехов совершается при чтении особой разрешительной молитвы с накрыванием головы кающегося епитрахилью — особым предметом облачения священника, который символизирует благодать Божию.
Во время завершающего исповедь разрешения от грехов кающийся склоняет свою голову – но не перед священником, а перед иконой или Евангелием, символизирующими невидимое присутствие Христа, Который один только имеет власть оставлять грехи (епископ Каллист (Уэр)).
Исповедь можно разделить на два типа – дежурная исповедь и генеральная исповедь. Генеральную исповедь проводят несколько раз в жизни и готовятся к ней особо. С генеральной исповедью лучше ехать в Сергиеву Лавру, Оптину пустынь, Санаксарский монастырь – в общем в духовный центр, где есть старцы-монахи, которые умеют принимать длинные исповеди и давать хорошие и очень нужные советы. Кстати, если у Вас есть духовник, тогда с генеральной исповедью лучше обращаться к нему.
Дежурная исповедь – это ежемесячное (или раз в две-три недели) покаяние, которое мы приносим Господу в храме перед Причастием Святых Христовых Тайн.
Первая исповедь
Для начала не будет лишним приобрести в церковной лавке брошюру под названием: «Подготовка к исповеди» и походить на богослужения. Кроме того, конечно, не помешает почитать литературу об исповеди – что в православии считается грехом, какие бывают грехи, как они действуют на душу человека. Желательно заранее прийти в храм и договориться со священником о первой исповеди. Он подскажет, как к ней подготовиться, нужно ли особо поститься, какие каноны прочесть. Накануне, чтобы подготовиться к Таинству, стоит помолиться, сказав примерно такие слова: «Господи, отверзи мне ум и духовные очи, дабы увидеть все мои согрешения, соделанные мной во все дни жизни моея». И попробовать вспомнить и кратко записать на листе бумаги все то, что сотворено плохого и недостойного в жизни. В назначенный час, можно прямо с бумажкой, чтобы ничего не забыть, нужно прийти в храм, чтобы все это произнести на исповеди – честно, не таясь, с сокрушением сердца и, что важно, без оправданий. Не стоит говорить: «Я совершил этот грех, потому что у меня другого выбора не было». Фразы «Я совершил этот грех» будет достаточно. Если батюшка в течение исповеди будет задавать вопросы, надо будет развернуть греховное состояние более подробно.
По окончании исповеди священник обычно дает краткое наставление, его надо запомнить, принять для себя. В завершение Таинства священник, накрывая голову кающегося епитрахилью, читает так называемую
разрешительную молитву – чтобы отпустить грехи. Происходит целование креста и Евангелия (священник подскажет, когда это делать) и, отходя от первой исповеди, нужно стараться больше не совершать исповеданные грехи.
Как исповедоваться детям первый раз?
Обычно детей приводят на первую исповедь в семилетнем возрасте. К ней ребенка обязательно нужно готовить. Во-первых, дома, в спокойной обстановке, рассказывать ему о том, что это такое. Во-вторых, где-то лет с пяти-шести можно подводить вашего сына или дочь к священнику перед Причастием – чтобы он благословил ребенка и, может, даже кратко побеседовал с ним. Главное, для чего это нужно, – чтобы ребенок не боялся батюшку, не чувствовал себя на первой исповеди, как на страшном экзамене. Родители должны рассказать ребенку, какие бывают грехи. Конечно, не надо говорить о грехах взрослых, а только о тех, которые присущи детям. На исповедь приходят с ребенком, когда назначит священник – или накануне богослужения вечером, или непосредственно перед Литургией утром.