«Не горело ли в нас сердце наше?» — интервью с настоятелем храма к годовщине монашеского пострига. Часть I

4 апреля исполняется 6 лет, как настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Савин) принял монашеский постриг. Времени прошло немного, а вот вопросов успело накопиться немало.

 

К этому знаменательному дню он приготовил для нас неожиданный подарок. Это достаточно большое и обстоятельное интервью прямо из Иргизского монастыря, где отец Спиридон находится в командировке по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

В Иргизском монастыре. 2019 год

 

Беседа получилась подробная, обстоятельная и очень искренняя. Вы узнаете о том, почему когда-то наш настоятель решил принять постриг, выбрав монашеский путь, а также прочтете его рассуждения о духовной борьбе и жизни по Евангелию.

Представляем вашему вниманию первую часть интервью.
Всего этих частей будет три.

 

  • В каком возрасте Вы приняли решение принять постриг?

 

Первые мысли о принятии монашества пришли в возрасте 20-ти лет, а утвердился я в этом намерении уже в 25. Это произошло после поездок по святыням России. В том числе после посещения таких монастырей, как Оптина пустынь, Валаамский Спасо-Преображенский, Псково-Печерский, Свято-Успенский и другие.

А начало моего пути, думаю, все таки, было такое…

 

Во время учебы в Аграрном университете у меня была возможность поехать на стажировку в Швецию, пожить и поработать во второй, после Норвегии, по уровню социального обеспечения стране мира. За девять месяцев моего пребывания там родилось совсем иное представление о нашей Родине, России в целом, виделась она уже в ином масштабе. Такой взгляд со стороны. Уезжая туда, что-то меня подтолкнуло зайти в часовню свт. Митрофана Воронежского на Павелецком вокзале в Москве. Там я приобрёл некоторые духовные книги, ставшие мне опорой в чужой для меня тогда стране.

 

Русских там уважали — не сказать, чтобы любили. Люди старшего поколения, разные европейцы очень

Поездка на Валаам

почтительно отзывались о русской культуре. Это, конечно же, вызывало чувство гордости. Но молодежь уже этого ничего не знала. О России ничего хорошего, по крайней мере в средствах массовой информации, тогда уже не говорили. Местная культура, конечно, вызывала уважение. А также их технические достижения, отношение к природе, животным. Например, на фабрике по производству и упаковке яиц, где я работал последние шесть месяцев, уже вступили новые законы, согласно которым кур нельзя держать в инкубаторах — они должны получить свободу! Старое оборудование фермер отдавал бесплатно, за ненадобностью, а для птиц придумали новую форму проживания, не нарушая их прав о свободе.

 

Но рядом с заботой о животных формальное отношение к церкви (большинство населения принадлежит к лютеранской). Плюс всякие верования в троллей вперемешку с язычеством и странные святыни. Мне как-то сразу бросилось в глаза, я почувствовал, что здесь что-то не так. Евангелие, которое я читал, было тому подтверждение. Плоды пренебрежительного отношения к Евангелию проявлялись в пресловутой толерантности, ко всему и во всём.

 

Три месяца я жил в семье фермера. Там воочию увидел так называемую шведскую семью со всеми

толерантными взаимоотношениями. Сейчас они от этого сильно страдают, может, сами того не понимая.

 

В общем, вернувшись домой, я жаждал узнать больше о том, что есть духовная жизнь. Господь привел меня в мой родной Троицкий собор г. Саратова, в котором меня когда-то крестили. В церковной жизни Саратовского края наступили изменения, на кафедру был назначен Епископом архимандрит Лонгин (ныне Митрополит Саратовский и Вольский), настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве, который приехал в Саратов со своей во Христе братией. Просто масштаб личности
сегодняшнего митрополита Лонгина некоторые люди, в том числе
церковные, не разглядели.

Тогда мало что было известно о нём, но всё познаётся по плодам.

Рукоположение во диаконы. 20 февраля 2010 год. Фотография сайта http://trsobor.ru

Началось, я бы сказал, возрождение духовной и церковной жизни в Саратовской епархии, в г. Саратове и в Свято-Троицком соборе в частности. Не все это поняли сразу. Но со временем всё встало на свои места.

 

По окончании университета я устроился работать пономарем в Троицкий собор, где к тому времени настоятелем был назначен иеромонах Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский).

 

А вот далее уже были поездки по святыням России, знакомство с историей, поступление в семинарию, знакомство с церковной жизнью, богослужением… Плюс ко всему глобальная реставрация Троицкого собора, свидетелем которой и частично соучастником мне довелось быть. Всё это утвердило в правильности выбранного пути.

 

  • Были ли искушения или препятствия в реализации принятого решения? Как его восприняли родители? Ведь создать семью заповедает сам Бог.

 

Естественно, искушения были. Но всегда об их приближении я был извещён заранее. Или же когда оно, искушение, проходило как-то «гладко», если так можно выразиться, то Господь открывал, что вот такой-то святой в этом случае поступил также, или принял такое же решение ещё в те давние времена, а ты его повторил.

Само поступление в семинарию уже дало понять моим родственникам, что у меня впереди жизнь, всерьёз и надолго сопряжённая с церковью.  У меня есть старший брат, у нас 9 лет разница в возрасте, он женат и у них с супругой двое детей, сын и дочь.

 

Поэтому маме я сказал: «нужны внуки — пожалуйста — есть полный комплект. Хочешь внук, а хочешь внучка. Балуй, наставляй и прочее». И ей стало спокойнее.

 

А папа, думаю, был бы очень рад моему решению, так как был набожным человеком. Но на тот момент он уже упокоился. Царство ему Небесное.

 

  • Как отреагировали ваши близкие? Удивились ли знакомые?

 

 

Постриг. 4 апреля 2013 года

Я вспоминаю сейчас 2013 год. Шёл Великий пост. Вот наступает 4 апреля — я уже почти два года как священник.  Больше трёх лет минуло с момента диаконской хиротонии. А в целом церковное служение уже идёт больше девяти лет. Ведь начинал я в 2004-2005 году с чтения на клиросе и пономарства в Свято–Троицком, теперь кафедральном, соборе города Саратова.

Поэтому, как вы понимаете, удивляться уже было поздно. Всем, кто меня знал было понятно, что иного пути нет.

Когда  произойдёт само пострижение, конечно же, было тогда неизвестно.

А вообще, надо сказать, каждый отреагировал соответственно степени своей воцерковленности.


Перед самим постригом, я никого не предупреждал, даже маму. Специально, ради неё же, чтоб не переживала лишний раз, пост ведь шёл.

А вот на Благовещение для мамы был сюрприз. Она приехала в Троицкий на Литургию — не знала ничего. Потом рассказывала, что подумала тогда: «Кто это там стоит на амвоне, спиной к молящимся, в мантии, клобуке и со свечой в руках?» (Клобук — это монашеский головной убор. Прим.ред)

 

После уже увидела своего «отца Алексия», который к тому времени вот уже как третий день молился в алтаре храма. И имя ему теперь «грешный монах Спиридон».

 

Именно так, в конце чина пострижения в монашество, отвечает новопостриженный каждому, кто к нему подходит с напутствием, спрашивая «что ти есть имя, брате?» А услышав новое имя говорят: «Спасайся во ангельском чине».

 

Вообще, вспоминается, что этот день был особенным. Была архиерейская служба — после неё по традиции выпускали голубей. Была трапеза. А близкие и знакомые, конечно же, радовались за меня и поздравляли.

 

  • Вы сказали о «гладком» преодолении препятствий и искушений на выбранном пути, это не из разряда, что называют в миру, да и в церкви, чудом, вообще были ли чудеса у вас,  можете поделиться?

 

Вообще, чудес много разных было, как говорит апостол и евангелист и “если бы все это описать, то, я думаю, и всему миру не вместить написанных книг” (Ин. 21:24). Жизнь наша есть чудо, мы люди, сочетаем в себе вещественное и невещественное, внутри нас огромный мир, множество различных систем хитросплетённых между собой.

С другой стороны, мы несёмся во Вселенной с огромной скоростью, находясь на планете, которая вращается вокруг солнца и является только частью солнечной системы. А ведь и солнечная система — лишь кроха во вселенной…

Это и удивительно. И при этом Творец всё уравновесил, и от нас почти ничего не зависит, только прославляй Его — Создателя твоего, а Его противников не слушай,   и здрав будеши и приложатся тебе лета живота (Притч.9:12)

 

Как преподобный Паисий Святогорец говорит, что Господь, Пресвятая Дева и все вообще святые слышат наши просьбы, они рядом, но вот скоро исполняют только пустяшные.

Например, соединяя жизнь с церковью и с храмом ты неизбежно чем то жертвуешь. Одной из первых жертв тогда была рыбалка, дело для меня привычное и родное, Волга же рядом! Но вот постоянное чтение на клиросе и службы, плюс стечение обстоятельств не в пользу рыбалки (лодку украли, зимой бур утопил), заставили немного поскорбев, смириться. И вот однажды, я между службами вырвался к маме, было лето, Волга недалеко. Пойду окунусь — думаю — а то скоро на службу ехать. Жаль рыбу не половишь, торопиться нужно же. Так вот, захожу я в реку с такими мыслями о рыбалке, и поныряв немного, выхожу из воды и вижу на моем пути всплывает щучка, мертвая и совсем небольшая. Необычно — подумал я — может больная, хотя раньше щук не встречал больных, лещ силитёрный (червь внутри от этого лещ в предсмертном состоянии плавает по поверхности и на глубину не уходит) — это да, а щука — нет. Смотрю в жабры, красные, свежая значит, приношу домой, вскрываем, а там окунь, которого по жадности (а может промыслительно) своей заглотила. Он был для неё велик, поэтому она подавилась. Время было обеденное и через 20 минут я ем уху из свежепойманного окуня, а на второе у меня – жареная щука.

Мысли при этом были такие — «хотел рыбу, — получай, а теперь, будь добр, в храм!» Вот так Господь утешал, хотя неверующий, если и поверит в тот рассказ, то сможет объяснить это прожорливостью щук в данный период времени или их перенаселённостью в данном участке реки, или пасть случайно открыла, чтобы зевнуть, а тут стая окуней уходила от погони (сестры нашей щуки), и самый неуклюжий из них влетел ей точно в пасть.

 

Вообще личные какие-то вещи, духовные их только с духовными людьми нужно делиться, так у святых отцов написано, это проверено и это должно быть правилом для христианина. Это я рассказал, потому что здесь есть свидетель, мама. Хотя, думаю, и здесь можно придраться, неверующие скажут, что сговорились или маму обманул, принёс купленные или у рыбаков украл/купил/выпросил.

Здесь — как в выражении — “кто то ищет причину верить, а кто то причину или повод не верить”, так и в духовной жизни.

 

 

  • Решение принять постриг — непростое, ведь это выбор определенного пути на всю жизнь. Какова может быть причина такого решения?

 

 

Благовещение. 2013 год

Мирские люди в этом видят трагедию. А ведь только осознание суетности этой жизни и любовь к Богу могут быть настоящими причинами принятия такого решения.

 

В «Лествице» святого Иоанна, игумена Синайской горы (переходящая память которого, кстати, должна была бы быть в это воскресенье 7 апреля, ведь ему посвящено каждое 4-е воскресенье Великого поста. В 2019 году оно выпало на Благовещение) это и читаем. Такое решение, как постриг, может быть принято по трём причинам: ради будущего Царствия, по множеству грехов, из любви к Богу. Если нет ни одного из этих намерений, то удаление из мира будет безрассудно (Лествица. Слово 1:5).

 

 

  • Какая причина принять постриг была у Вас?

 

 

Да, в общем то, все три вышеуказанные причины. В свое время меня сильно тронули слова Евангелия. Те, в которых говорится о Царстве: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк.12:32).

 

Да вот только как быть? Ведь малое стадо — это те, кто принадлежит Церкви и чист пред Богом. Получается, что здесь уже есть и вторая причина — грехи. Они есть у всех. «Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил бы» (молитва из последования отпевания мирян).

 

Но вот есть, оказывается, возможность через Таинство исповеди сбросить греховные оковы, почувствовать облегчение.  А через причащение Святых Христовых Тайн почувствовать благодать и получить силы, чтобы жить по новому. Здесь только — и это уже третья причина — усилилась любовь к

По святым местам. До пострига…

Богу и появилось сильное желание Ему послужить.

 

И я почувствовал, что монашеский путь более удобен для меня в реализации этого высокого желания.

Хотя, понятно, и он не гарантирует спасения. Давая обеты, постригаемый говорит, что только с Божией помощью может он их исполнить.

 

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: “Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их (монахов) течения”.

 

Монах не тот, кто только черную одежду носит, но и молитву держит на всякий час. Здесь можно добавить слова преподобного Серафима Саровского: “Одна молитва внешняя недостаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутреннею, не монахи, а черные головешки”.
вторая часть интервью
третья часть интервью

 

Подготовили Светлана Костюкович и Наталья Морозова
4 апреля 2019

 

 

 

Просмотров: (805)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *