Великому Посту — Великий канон

«Эта жизнь дана вам для покаяния. Не расточайте ее на другое»
(св. Исаак Сирин).

 

Что меняется с наступлением Великого Поста? Точнее, что должно измениться? Ведь не только ограничения в пище является целью этого времени. Настроение, сами мысли и помыслы меняют ритм. И задаёт его центральная мелодия жизни в Православии — богослужение. Премудрой Церковью так устроено, что куль­ми­на­ци­ей пер­вых че­ты­рех дней Ве­ли­ко­го По­ста ста­но­вит­ся чте­ние за ве­чер­ним бо­го­слу­же­ни­ем по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го.

История жизни святого Андрея архиепископа Критского

 

В VII веке в сирийском городе Дамаске родился мальчик Андрей, который до семи лет был нем. Но после причащения Святых Христовых Таинств он чудесным образом исцелился. Отроком он удалился в Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного, где изучал Священное Писание и произведения отцов Церкви.

 

Позже был назначен письмоводителем при дворе Феодора, руководителя Иерусалимской Патриархии. Святитель принимал участие в VI Вселенском Соборе, созванного в целях противодействия ереси монофелитов. Вскоре Андрей был посвящен в диакона Софийской церкви Константинопольским Патриархом, где какое-то время исполнял роль попечителя о сиротах.

 

В царствование императора Юстиниана II он удостоился посвящения в архиепископа Критского. Святой Андрей уделял много времени и сил борьбе за чистоту Православной веры. При его личном содействии возводились новые храмы, организовывались богадельни, приюты.

Святитель прославился и как великий молитвенник. Однажды результатом его молитв стало спасение города Друмеоса от осады. В другой раз, во время засухи, по его молитве начался дождь.

 

Архипастырь дожил до глубоких седин. Источники датируют время его преставления 740 годом. Рассказывают, что святой предвидел свою смерть заранее.

250 тропарей Святоградской Стихиры

 

Великий покаянный канон  — это драгоценное литургическое произведение, называемое в древних списках стихирою святоградскою. Оно содержит до 250 тропарей, тогда как обычно каноны содержат около 30 песнопений. Однако, “он ве­лик не толь­ко по чис­лу сти­хов, но и по внут­рен­не­му до­сто­ин­ству, по вы­со­те мыс­лей, по глу­бине чувств и по си­ле вы­ра­же­ний” — так писал святитель Филарет Черниговский.

Считается, что канон первоначально не был поделен на песни. Ирмосы в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами.

 

Великий канон основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника.

Череда уроков покаяния Великого канона

 

«С че­го нач­ну опла­ки­вать де­я­ния мо­ей зло­счаст­ной жиз­ни? Ка­кое по­ло­жу на­ча­ло, Христе, мо­е­му се­то­ва­нию? Но Ты, ми­ло­серд­ный, по­дай мне пре­гре­ше­ний остав­ле­ние». Так на­чи­на­ет свя­ти­тель Ан­дрей свой по­ка­ян­ный плач. Об­ра­щается к пер­во­му гре­ху че­ло­ве­ка: “Грех ли­шил ме­ня бо­го­ткан­ной одеж­ды и, как ли­стья­ми смо­ков­ни­цы, об­лёк ме­ня оде­я­ни­ем сты­да в об­ли­че­ние страст­ных мо­их стрем­ле­ний».

 

В стихах канона нить мыслей о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных примеров из Свя­щен­ной ис­то­рии Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та. Предстают перед читающим пер­со­на­жи бо­го­лю­би­вые и зло­че­сти­вые, каж­дый из них ста­но­вит­ся при­ме­ром к под­ра­жа­нию или к от­вра­ще­нию.

 

Ве­ли­кий ка­нон можно назвать собранием «мо­ра­лей» к яр­ким эпи­зо­дам биб­лей­ско­го по­вест­во­ва­ния. Кон­крет­ные со­бы­тия Писания пре­вра­ща­ют­ся в ино­ска­за­ния, сво­дят­ся к про­стым смыс­ло­вым схе­мам. На­при­мер, в каноне Ева — жен­ствен­но-лу­ка­вое на­ча­ло внут­ри са­мой ду­ши каж­до­го че­ло­ве­ка.

Песнь Весны Покаяния

 

А если научиться видеть смысл Великого Поста не только в ограничениях?  Сделаем его странствием из одного духовного состояния в другое? Тогда в самом начале «Весны Покаяния» — так называли святые отцы Великий Пост — канон Андрея Критского поможет найти исходный ритм этого пути — строгий, размеренный, смиренный и глубоко покаянный.

 

«Откуда начну плакать?» — спрашивает нас гимнопевец. Попробуем начать с твоего канона, преподобный отче Андрее.

 

Подготовила Светлана Костюкович

Просмотров: (84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *