Колокола врачуют душу

Go to the article in English →→→

Когда слышишь звон церковных колоколов, невольно устремляешь свой взор к небу. Как будто именно оттуда несутся эти чистые, дивные  звуки. На днях удалось побывать там, где рождается  «небесная» музыка.

На колокольню Свято-Троицкого кафедрального собора мы поднимались вместе с отцом Спиридоном…

И у каждого свой рисунок


К «небу» вела узенькая и крутая деревянная лестница — тут не разбежишься. А ведь звонари по ней поднимаются не меньше двух раз в день. Выше, выше… И вот они — колокола. Один, самый большой, в центре, а в стороне от него другой – поменьше. Остальные четыре маленьких выстроились в ряд между белокаменными стенами звонницы, хотя маленькие они относительно огромного первого. Отец Спиридон объяснил, что все колокола условно делятся на три группы: большие, средние и маленькие. Большие – это благовестники. Они возвещают благую, добрую весть о начале богослужения. Средние – дозвонные, а маленькие – зазвонные. Колокола выстраивают свои голоса в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон.

 

Перед нашей встречей отец Спиридон совершил Таинство Венчания и поднялся на колокольню, чтобы проводить колокольным звоном выходящих из храма молодых супругов. Сцепил на руках веревочные тросы, идущие от языков малых колоколов, поставил ногу на деревянную педаль, соединенную со средним – дозвонным и, одновременно «играя» руками и  ногой, привел в действие этот многотонный инструмент. Всё пространство мгновенно наполнилось колокольным многоголосьем. Внизу был, как на ладони, город, который с высоты птичьего полета казался незнакомым и каким-то солидным. А вокруг простирался небесно-голубой простор, в прозрачном солнечном свете морозного дня все краски были особенно яркими.  Дивная красота и непередаваемое чувство душевного полета и благолепия.

 

«Звоны бывают разные.И у каждого свое предназначение. Вот сейчас мы возвещаем свадебным перезвоном радость рождения новой семьи. Звоним на Венчание», — сказал мой спутник, продолжая  творить свою мелодию.

 

Тот, кто думает, что звонарь, следуя определенным канонам, механически исполняет свои обязанности, глубоко ошибается. Каноны определенные, конечно, существуют, но никто не запрещает ему проявлять свое творчество. И, глядя на отца Спиридона, который с молитвой, с радостью легко управлял этим  оркестром, убеждаешься, что звонарь – это и дирижер, и исполнитель, и композитор, и  импровизатор.

— Все звонари звонят  по-разному, даже сами себя никогда не повторяют. И у каждого свой рисунок. Я даже по одному звуку могу  узнать, кто звонит.

 

Эта «профессия» редкая

 Звонарей не так уж много, «профессия» эта редкая. Штатных практически нет. И очень часто священнослужители ее совмещают со своими прямыми обязанностями. Так же поступает и отец Спиридон.  Начинал он звонить в Троицком храме г. Саратова, после окончания духовной семинарии. Но имел уже к этому времени первое высшее образование, которое получил в Саратовской Аграрной Академии. Учился звонить по компьютерной программе сам и набирался практики, опыта и мастерства у тех, кто уже владел этим искусством, в частности, у Владыки Пахомия. Ключарь отец Виктор позже сообщил, что Владыка до того, как стать настоятелем Троицкого храма в Саратове, а затем возглавить Покровскую епархию, служил звонарем на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве. Приехав в Саратов, научил технике колокольного звона  других, в том числе отца Спиридона. А тот  передал эту науку дальше.

 

«Хотя и существует техника колокольного звона и она преемственная, но колокольный звон – это мелодия, условно говоря, человека, мелодия, которую он в себе рождает, — считает отец Виктор – И он может довести ее до совершенства. Пример – звонари Свято-Троицкого собора»

 

В настоящее  время, когда к нам возвращаются наши исконные православные традиции, существует чин поставления в звонаря. Он был принят Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2012 году. Говоря языком светским – это своеобразное посвящение в профессию. Существуют сейчас и курсы подготовки звонарей, открываются кафедры колокольного звона при консерваториях. Есть она и в Саратовской консерватории имени Собинова.

Неделя рождения звонарей


Когда отец Спиридон раскрывал все тонкости редкой «профессии» звонаря, поинтересовалась,разрешается ли подниматься на колокольню посторонним людям. И узнала про так называемую неделю рождения звонарей, и, увы, гибели колоколов.
— Была до революции такая традиция. На Светлую седмицу, в первую неделю после Пасхи, подняться на колокольню и позвонить в колокола мог каждый желающий. И если у кого-то обнаруживались способности,  звонарь мог взять его себе в ученики.
— А почему, увы,гибели колоколов?
— Колокол, несмотря на свои размеры, вес, очень нежный инструмент и требует осторожного обращения.
Достаточно малейшего прикосновения, чтобы звук разнесся по округе. А многие думают, что надо как можно сильнее в него ударить, чтобы извлечь из него звук, и разбивают колокола. Это тот же инструмент, на котором нужно уметь  играть. У меня у самого долго не получалось звонить.

 

С улыбкой вспомнил,как стер до мяса кожу руки, когда у него вдруг все получилось, из звуков родилась мелодия и он, обо всем забыв, звонил, звонил: «Сейчас мне смешно, как я мог порвать руку веревкой…»

Это голос христианского Бога слышен!..


Так говорили язычники,когда слышали колокольный звон. Его стройные, чистые звуки отвлекают от мирской суеты и рождают светлые, добрые чувства. Недаром же говорят, что голос колокола взывает к человеческой душе. Отец Спиридон рассказал, что в душе верующей, ищущей мира с Господом, церковный колокольный звон возбуждает светлое радостное настроение, а в душе постоянно грешной он отзывается чувством беспокойства и раздражения, вызывает смятие и борьбу. Так что по колокольному звону каждый может определять состояние своей души.

 

— Бывали случаи, когда человек, решивший покончить жизнь самоубийством или совершить  какой-то проступок, преступление, услышав звон колоколов, останавливался. В этих звуках заключена большая внутренняя сила, божественная сила. Они находят отклик в душе каждого человека.

 

Когда заговорили о врачующих душу колокольных звуках, поинтересовалась у отца Спиридона, как он относится к так называемой колоколотерапии.

 

— Говорят даже, что звонари не  болеют простудными заболеваниями?

 

— Откровенно говоря,бывает такое. А по  поводу лечения, исцеления колоколами могу сказать, что из истории известны такие факты, когда чуму, грызунов изгоняли звоном колоколов. Звонили, не переставая, до тех пор, пока они не уходили. Это еще одно свидетельство Божьего  промысла, божественной энергии для тех, кто не верит в Бога. Живите по заповедям Христовым, ходите в церковь не лечиться звоном колоколов, а молиться, будет и здоровье, и долголетие. Душа должна быть светла, она должна возвышаться.

 

Лечение колоколами – давняя русская традиция. После революции – 1917 г. она была утрачена. Только в конце 80-х – начале 90-х годов ушедшего века с возрождением в современной России активной церковной жизни специалисты заговорили о благотворном влиянии звонов на психику человека. Современная медицина пришла к выводу, что колокольный звон с успехом лечит целый ряд психических и психосоматических заболеваний.

 

Российский центр колокольного искусства совместно с учеными, медиками и высококвалифицированными мастерами колокольного производства готов уже сегодня к созданию  лечебных звонниц.

 

В 2003г., впервые в России, уникальный лечебный сеанс с использованием церковных колоколов был проведен в онкологической клинике г. Архангельска. Новый метод лечения назвали колоколотерапией. Выступление мастера колокольного звона благословил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

 

Шведские ученые еще в начале 70-х гг. ХХ в. первыми в мире открыли, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, буквально за считанные секунды убивают болезнетворные вирусы (в частности, возбудителей тифа, гепатита и гриппа и др.).

 

Совсем недавно группа российских исследователей под руководством академика Ф.Я.Шипунова установила, что колокола «работают» как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду.

 

Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью, что достигается различными средствами. Историки свидетельствуют, что было время, когда на Великую Пасху в Москву съезжались туристы из Европы, Англии, Америки, чтобы послушать Пасхальный звон колоколов. Звонило их в общей сложности до пяти тысяч. Известный русский писатель Иван Шмелев называл это великое колокольное действо «единственной в мире симфонией».

 

Православные традиции сегодня активно возрождаются и возможно такие небесные симфонии зазвучат и в нашем прагматичном двадцать первом веке.

Из истории


В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988), то есть в конце Х века. Наряду с колоколами употреблялись также била (деревянные доски) и клепала (железные или медные полосы, согнутые в круг), которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. 

 

Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла православие, а из Западной Европы. На это указывает даже само название — колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется «кампан» —  от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола.

 

Наталья Абрамова

English

 

Просмотров: (206)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *