Как часто люди заходят в храм не только чтобы помолиться, поставить свечи, но и с вполне практической целью — что-то освятить. Причем понимание этого обряда у всех довольно разное. Кто-то верит, что после освящения ему обязательно повезет. Кто-то следует совету «знающих» соседок. А кто-то, напротив, исполнен насмешливого скептицизма. Так зачем же мы освящаем вещи, дома, машины? Об этом нам расскажет настоятель нашего храма иеромонах Спиридон (Савин).
Освящением чего-либо мы называем обряд, который вводит Церковь в храмовую и личную жизнь нашу, чтобы через него нисходило на нас благословение Божие. Освящая какую-либо вещь или предмет, мы стараемся предохранить себя от того, чтобы этот предмет стал орудием зла. Простейший и повседневный вид освящения — это осенение себя крестным знамением.
Освящение материальных вещей известно с древности, и всегда оно носило духовный смысл. Так, со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы. В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают через Воскресение Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. Вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.
Освящение машины
Нередко можно увидеть, что у храма стоит автомобиль с раскрытыми дверями, вокруг которого ходит батюшка, окропляя его святой водой. Зачем люди освящают машины? Кто-то просто хочет оградить себя от «негатива», а кто-то хочет получить чудо. Некоторые наши сограждане не скрывают своего неверия и скептицизма, говоря, что если техника хорошо и грамотно сделана и собрана специалистами, то не нуждается в дополнительном «освидетельствовании».
Освящать или не освящать машину — каждый решает для себя сам. Господь установил законы видимого мира. Жизнь человека и дело его спасения совершаются именно по этим законам. Бог действует в мире, сохраняя естественный строй жизни. И только в определенных обстоятельствах, когда в этом есть особая необходимость, Он отменяет «естества чин». Во время освящения мы просим не обязательного чуда, а помощи Божией в таком опасном и непростом деле, как вождение автомобиля.
Потому не стоит думать, что освященная машина сама по себе спасет водителя от аварий. Освящение — это не заклинание от беды, а икона и крест — не языческий оберег. Чтобы что-то изменить в своей жизни, в первую очередь следует заняться преображением своей души. В частности, изменить отношение к Богу, к Которому обратились с молитвой, да и к вещи, которую освятили. Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел-хранитель. Тогда освящение пойдет ему на пользу, и Господь покроет его человеческие немощи. В противном случае странно ждать помощи и спасения от Господа человеку, который сам не заботится о своей душе.
Освящение икон и нательных крестов
В наше время по традиции иконы после написания или изготовления освящаются в храме. Священник читает особые молитвы и окропляет образ святой водой. Однако важно учесть, что освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые. К иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после.
На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало. Икона создавалась в Церкви, была неразрывна с Церковью и признавалась святой своим соответствием иконописному канону, то есть своду правил, согласно которым определяется подлинность священного изображения. С древности икона признавалась за святой образ благодаря надписанию на иконе имени изображаемого.
Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые вносились в православную икону. В это время для подтверждения святости изображаемого иконы стали освящать. Собственно данный чин можно понимать как свидетельство Церкви о подлинности иконы, что изображен именно тот, кто надписан.
Сейчас зачастую приносят освящать вышитые иконы, но тем, кто этим решил всерьез заняться, необходимо поговорить со священником и взять благословение на предстоящее занятие, поинтересоваться иконописными канонами. Создание икон — серьезный труд, требующий духовной подготовки. Нельзя относиться к нему как к увлекательному хобби.
Часто в храм приносят для освящения кресты, сделанные ювелирами не церковными и не соблюдающими правила их изготовления и надписания. Поэтому священнику нередко приходится отказывать в освящении таких крестов, более похожих на ювелирное украшение, а не на святыню.
Освящение дома
Совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, призывающие на дом и живущих в нем благословение Божие. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.
Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение». Мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел. Поэтому такое освящение — не какое-то автоматическое действие: его действенность непосредственно зависит от того, насколько испрашивающие церковного благословения своей жизнью сами соответствуют святости подаваемой Церковью благодати Божией.
Для освящения дома необходимо привести его в надлежащий вид. Следует приготовить святую воду, свечи, растительное масло, желательно специальные наклейки с крестами, которые батюшка наклеит по всем четырем сторонам вашего освящаемого дома. Необходимо, чтобы был столик, желательно, покрытый чистой скатертью, куда бы батюшка мог положить святые предметы.
Надо объяснить вашим родным суть происходящего, настроить их на благоговейное поведение, на то, что по приходе батюшки следует взять у него благословение, а после чина освящения — приложиться к кресту.
Помните, что посещение батюшкой вашего дома — прекрасный повод для всей семьи разрешить какие-то духовные вопросы, сделать важный шаг в духовной жизни, на который они, возможно, не решатся в другой обстановке. Поэтому не пожалейте сил для подготовки ваших близких, не допустите, чтобы совершение требы превратилось для ваших домочадцев в экзотическое «мероприятие».
Спасет ли нас освящение само по себе
Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации. Современное телевидение, пресса и радиовещание под видом развлечения и удовольствия отдаляют нас от нашего Отца Небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века.
Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут безраздельно господствовать сигаретный дым, сквернословие, болтовня, сплетни, телегламур и развратные ТВ-передачки. Своим отступлением от Бога и от Его заповедей любой человек совершает над собой самый страшный суд — остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна погибель его души.
Будем помнить, что освящение дома — это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела, и хранение нашего жилища от всего злого, противного Богу. Благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.
Господь всегда желает человеку добра и именно поэтому порой, как строгий Отец, вразумляет, заставляя задуматься о жизни, о мире, о Божественном Промысле. Будем верить, что Господь подает чудесным образом помощь, когда все естественные возможности исчерпаны. И даже в этом случае Он совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения. В иных случаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скорбей сгорели пагубные греховные страсти, являющиеся причиной серьезного недуга, и сохранение которых может лишить человека вечной жизни.
иеромонах Спиридон (Савин)
Просмотров: (15)