Сорок Севастийских мучеников

Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. В Великий пост память мученикам приходится на 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована. Но в 2018 году праздник переносится на 20 марта из-за совпадения с четвергом Великого Канона. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Венцы мученичества

 

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима.

В городе Севастии (Малая Армения, ныне Турция) гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но булыжники не долетали до них, сам Дух Святой защищал их от смерти. Христиан вновь заключили в тюрьму.

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Стражники спали.  Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Под утро стражник увидел яркий свет, стало тепло, как летом.  Он увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Аглаий молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром мучители увидели, что христиане еще живы и что с ними уверовал и стражник — один из тюремщиков. В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

Народные традиции

 

На Руси издавна в день весеннего равноденствия, 22 марта, еще до принятия христианства, приготовляли особую выпечку. В разных областях мучное изделие называли по-разному: и «жаворонками», и «грачами», и «куликами», и «снегирями», и «ласточками». Но это были обязательно птички, так как считалось, что именно они приносят с неба на землю на своих крыльях весну. После Крещения Руси первоначальный языческий смысл отошел на второй план, потом и вовсе исчез. Но традиция печь птичек из теста осталась. Жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Подготовила Наталья Морозова

 

 

Просмотров: (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *