Три светильника веры

30 января Православная Церковь чествует сразу трех святых с именем Антоний — преподобного Антония Великого, преподобного Антония Дымского и преподобного Антония Черноезерского. Настоящие светильники веры, теплом которых мы можем напитать свои души и сердца…

 

Преподобный Антоний Великий — основатель отшельнического монашества.

 

«Врач, которого Бог даровал Египту», — так сказал о святом Антонии его друг и биограф святой Афанасий Александрийский.

 

Преподобный Антоний Великий родился в Египте около 250 года. Его родители были люди богатые, благородные и при этом благочестивые. Они воспитали сына в христианской вере. С детства он любил посещать церковные службы и слушал Священное Писание с глубоким вниманием. В возрасти 20 лет он лишился родителей. Будущий святой сначала заботился о малолетней сестре. Однажды, услышав в храме слова Христа: — если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф.19:21) — принял их на свой счет. Продав имение и устроив с помощью Божией сестру, сам он удалился из мира. Святой Антоний поселился в пустыне близ одного старца.

Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле. Его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом, так как он знал из Писания, что молиться нужно непрестанно (1Фес.5:17).

 

Святому приходилось терпеть и холод и зной, а также еще разные искушения от диавола. Диавол всячески старался выжить преподобного Антония из пустыни: являлся ему в виде львов, волков, змей и скорпионов, которые рвались в его пещеру. Святой молитвой и крестным знамением отражал козни злого духа.

Через 20 лет подвигов святой Антоний достиг наконец светлого и спокойного состояния духа, и тогда Господу было угодно явить праведника людям для их спасения. Узнав о святом, многие приходили к нему: одни для наставления, а другие для жительства под его руководством. Таким образом явилось в пустыне много иноческих обителей и скитов, и Антоний был руководителем иноков, живших в этих обителях и скитах. Святой Антоний 85 лет провел в уединении, и за все это время только два раза оставлял пустыню и являлся в Александрию: один раз для укрепления христиан во время гонения от Максимилиана, в другой раз для противодействия ереси Ария.

В это время он сотворил много чудес.

─ Как ты можешь жить в пустыне без книг — спросил Антония один ученый.

─ Книга моя — природа, которая всегда при мне, — отвечал он.

Святой Антоний писал много писем к разным лицам. Когда наступил конец жизни святого подвижника, он дал наставление своим ученикам и приказал не хоронить его в Египте с суетной честью, а похоронить в пустыне. Скончался он в 356 году, будучи 105 лет от роду.

 

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

 

Преподобный Антоний Дымский — хранитель Дымской обители

 

Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Ежедневно он посещал храм Божий и молился, стоя вдали от людей.  Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф.16:24). Размышляя о словах Спасителя, святой решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192), постриг его в монашество.

С той поры святой Антоний стал жить в послушании своему старцу — преподобному Варлааму. Он выполнял все послушания со смирением и усердием. Он никогда не пропускал церковных служб — всегда приходил первым, а уходил последним. Под бдительным покровительством преподобного Варлаама прошло около десяти лет монашеской жизни Антония. Десять лет Антония в Хутынском монастыре окончились делегацией преподобного в 1238 году в Царьград «вин ради церковных». Эта командировка была не только признанием его добродетелей, но и испытанием. Вдали от родной обители Антоний проводит около пяти лет, возвращается обратно лишь в 1243 году, 6 ноября, в день отхода ко Господу преподобного Варлаама.

Воля Варлаама на смертном одре была высказана в предельно ясной, даже ультимативной форме: игуменом должен быть Антоний, который в эти секунды входил в Святые врата Преображенской обители. Когда Антоний вошел в келью старца, тот повторил свою волю.

В управлении обителью преподобный Антоний во всем соблюдал устав старца Варлаама. Но игуменство Антония в Хутынском монастыре вследствие возникших внутри обители нестроений продлилось менее года, в течение которого настоятель успел, однако, довершить строительство Преображенского собора в камне. Он удалился со временем в пустынное место в Дымских лесах, в 15-ти верстах от города Тихвина. Сначала в куще, потомм в небольшой келии, а зимой в вырытой пещере святой стойко переносил холод, зной и бесовские нападки. Днем преподобный Антоний трудился до изнеможения, ночью же стоял на молитве.

Когда место подвигов отшельника стало известно, к нему пришли иноки, ищущие уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника. Так возник монастырь, духовным наставником которого и стал святой Антоний. Иноки построили храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.

Преподобный Антоний мудро управлял братией Дымского Монастыря до блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он собрал иноков и благословил их, затем причастился Святых Христовых Таин и мирно скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224 года. Тело преподобного Антония было погребено в устроенном им храме, с левой стороны. В 1330 году святые мощи преподобного Антония были обретены нетленными.

Дымская обитель пережила разорение в 1408 году, во время похода Едыгея, когда пострадали и многие другие монастыри Московского царства. В те дни, когда преподобный Никон Радонежский вместе с Троицкой братией укрывался в дремучих ярославских лесах, иноки Антониевской обители спасали святыни монастыря в водах Дымского озера. Во времена Смуты благоустроенный Дымский монастырь приютил в своих стенах иноков Валаамского монастыря, изгнанных с места своего подвига иноверными интервентами… Образ преподобного Антония явственно рисуется в дымчатом небосводе над контурами монастырских зданий, ведь именно его отеческое предстательство сделало возможным это многовековое молитвенное стояние его монастыря.

 

Преподобный Антоний Черноезерский — игумен Богородицкого монастыря

 

Сведений о преподобном Антонии Черноезерском сохранилось немного. В XVI веке святой Антоний пришёл на берег одного из Чёрных озер в Новгородских владениях, что в 40 верстах к северо-востоку от города Череповца. Здесь святой строит храм. Так был основан Богородице-Рождественский Черноезерский монастырь, который расположился на острове у Щирского погоста. Преподобный скончался в 1598 году в своей пустыни. Его святые мощи почивали под спудом за правым клиросом деревянной церкви в честь Рождества Богородицы, построенной в 1839 году на месте древней часовни над гробом святого (сохранился фундамент церкви).

Нужно сказать, что два раза монастырь претерпел полное разорение: в 1581 году — от литовцев и в 1682 году — от шведов. При секуляризационной реформе в 1764 году обитель была упразднена, церковь стала бесприходной. В 1821 году церковь приписана к Богородице-Рождественскому Чуровскому приходу, позднее возобновлена как самостоятельный приход. В 1875 году была построена новая однопрестольная деревянная церковь, на каменном фундаменте, на месте часовни над мощами преподобного Антония Черноезерского, пришедшей в ветхость.

 

Для справки: секуляризационная реформа 1764 года — Императрица Екатерина II, по приказу которой была проведена секуляризационная реформа в Империи, лишившая монастыри и приходы имущества и земли.

 

По материалам православных сайтов

Просмотров: (47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *