Преподобный Амвросий — великий Оптинский старец

10 июля Православная Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. При жизни святой имел способность не только дать совет, но и утешить, обогреть, поднять настроение и воодушевить. Каким было его детство и как он все таки стал всеми почитаемым старцем?

Детство и юность старца

 

Родился в селе Большой Липовице Тамбовской губернии у православных родителей мальчик. И крестили они его в церкви с именем Александр. Родители — Михаил Федорович и Марфа Николаевна Гренковы — назвали так сына в честь благоверного князя Александра Невского. Именно в его день памяти и появился на свет младенец — 23 ноября 1812 года. Саша был шестым ребенком в семье, где всего деток родилось восемь. Рос мальчуган бойким и шустрым, всем своим существом преданный детским забавам. Ему не сиделось на месте — качая по поручению матери колыбельку с малышом, Саша при первом удобном случае убегал от скучного занятия. Как только мать упускала его из вида, занятая делами, он осторожно пробирался к окну, открывал его и исчезал из комнаты — резвиться со сверстниками для него было куда интереснее.

В описании шустрого и бойкого мальчугана многие ли угадали бы будущего всем известного старца преподобного Амвросия? Хотя детская смышленость, возможно, сквозила потом в его шутливых поучениях.

Преподобный в детстве был живым ребенком, не способным ходить «по струнке» в строгой патриархальной семье. И поэтому за его проказы его не любили родные — к нему не имели расположения ни дед, ни бабушка, ни даже родная мать, которая более всего любила старшего сына Николая и младшего Петра.

Рассказывая про свои детские проделки, смиренный старец укорял себя перед слушателями: «Покаюсь перед вами, делал я то-то и то-то».

По обычаю того времени Александр учился премудрости чтения по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. Каждый праздник он вместе с отцом пел и читал на клиросе. Воспитание его проходило в строго церковной и религиозной среде.

В юности сына причетника ждали сначала Духовное училище, а затем и семинария. Учеба Александру давалась легко — способности у него были исключительными.

«Тут, бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки, он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать, – точно как по писанному, – лучше всех», — говорил товарищ по учебе старца Амвросия.

В июле 1836 года Александр Гренков прекрасно окончил курс наук в семинарии при добром поведении.

 

Обещание уйти в монастырь

 

В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Не было никакой надежды на выздоровление. И тогда Александр пообещал, что в случае выздоровления уйдет в монастырь. И он выздоровел.

Сначала Александр Михайлович после окончания семинарии служил домашним учителем, а потом поступил наставником в Липецкое духовное училище. Однако о своем обещании поступить в монастырь не забывал. Но он не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Жизнерадостный, веселый, душа общества — Александр Михайлович посещал знакомых и не оставлял словоохотливости. Вот как сам старец рассказывает об этом периоде своей жизни: «Придешь домой – на душе неспокойно, и подумаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда, совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года».

Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру летом 1839 года, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».

После возвращения в Липецк он некоторое время продолжал ходить в гости и веселить гостей. Но если и раньше он тяготился такими вечерами, то теперь чувствовал еще большее раскаяние. Вспомнилось ему горение духа в Троицкой Лавре, и прежние долгие молитвы, воздыхания и слезы, определение Божие, переданное через отца Илариона и, наряду с этим, почувствовал свою несостоятельность и шаткость своих намерений.

Однажды утром решимость твердо созрела. Александр Михайлович решил бежать в Оптину пустынь тайно от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства. Он опасался, что уговоры родных и знакомых поколеблют его решимость, и потому ушел тайно.

Оптина

 

Прибыв в Оптину, Александр Михайлович застал при жизни самый цвет ее монашества, таких ее столпов, как игумен Моисей, старцы Лев (Леонид) и Макарий. Начальником скита был равный им по духовной высоте преподобный Антоний, брат преподобного Моисея, подвижник и прозорливец.

Вообще все иночество под руководством старцев носило на себе отпечаток духовных добродетелей: простота, кротость и смирение были отличительными признаками оптинского монашества. Младшая братия старалась всячески смиряться, не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого, и при малейшем поводе немедленно просили друг у друга прощения.

В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария. Сначала он жил на гостинице, переписывая для старца Льва книгу о борьбе со страстями: «Грешных спасение».

В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, пока еще не одеваясь в подрясник.

В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был, наконец, одет в монашеское платье. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом (правило и службы). Работал на хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки и был здоров.

Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной пустыни

Затем в ноябре 1840 года его перевели в скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к старцу Льву для назидания. Старец Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. С этой целью дал ему прозвище «химера». Под этим словом он подразумевал пустоцвет, который бывает на огурцах. Но за глаза про него говорил: «Великий будет человек».

При конце жизни старец Лев призвал старца Макария и сказал ему об Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь».

После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария (1841–1846 годы). В 1842 году он был пострижен в мантию и наречен Амвросием. Затем в 1843 году последовало иеродиаконство, а через два года – рукоположение в иеромонахи.

Вот для последней цели преподобный Амвросий поехал в Калугу. Был сильный холод и он, изнуренный постом, схватил такую простуду, что она отразилась на внутренних органах. С этих пор старец уже никогда не мог поправиться по настоящему.

 Состояние здоровья становится настолько плохим, что в 1846 году его по болезни выводят за штат. На тот момент старцу Амвросию было всего лишь 34 года…

Начало старчества

 

 

Преподобный Амвросий после ухода за штат уже не мог совершать Литургии. Он с трудом передвигался,

портрет преподобного Амвросия Оптинского

страдал от испарины, так что переодевался и переобувался по несколько раз в сутки. Не выносил холода и сквозняков. Пищу употреблял жидкую, перетирал теркой, вкушал очень мало.

Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 г. состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.

Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца Макария, даже в малейшей вещи давал отчет ему. Также он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Все это время преподобный Амвросий использовал для прохождения искусства из искусств – умной молитвы.

Амвросий в последние годы жизни своего старца достиг уже такого высокого совершенства в жизни духовной, что Макарий благословлял некоторым из братии приходить к тому для открытия помыслов. Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то постепенно обстоятельства так складывались, что отец Амвросий был поставлен на его место.

 

 

Старчество преподобного Амвросия

 

 

После смерти преп. Моисея настоятелем был избран преподобный Исаакий, который относился к преп. Амвросию, как к своему старцу до самой его смерти.

При старце Амвросии было два келейника: отец Михаил и отец Иосиф (будущий старец). Главным письмоводителем был отец Климент (Зедергольм), сын протестантского пастора, перешедший в Православие, ученейший человек, магистр греческой словесности.

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления. Многочисленные свидетельства рассказывают о его благодатных дарах. Одна женщина из Воронежа в семи верстах от монастыря заблудилась. В это время к ней подошел какой-то старичок в подряснике и скуфейке, он указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону, тотчас увидела монастырь и пришла к домику старца. Все, слушавшие её рассказ, подумали, что старичок этот был монастырский лесник или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел келейник и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» — «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа я сама и есть!» — воскликнула рассказчица. Минут через пятнадцать она вышла из домика вся в слезах и, рыдая, отвечала на вопросы, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной, как сам отец Амвросий.

Для него не существовало тайн: он видел все. Незнакомый человек мог прийти к нему и молчать, а он знал его жизнь и его обстоятельства, и зачем он сюда пришел. Однажды к нему подошел молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. У старца был еще один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить: «…болит, шибко болит…», – как старец его перебил: «И будет болеть, зачем мать обидел?». Но сразу смутился и продолжал: «Ты ведешь-то себя хорошо ли? Хороший ли ты сын?»

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.

 

 

Поучение пословицами

 

 

Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания.

Например: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».

«Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь».

«Отчего человек бывает плох? – оттого, что забывает, что над ним Бог».

«Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет».

«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото».

Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?». Она залилась слезами, бросилась старцу в ноги и призналась в своем грехе.

Такими и многими другими словами поучал и спасал он приходящий к нему народ.

Кончина старца Амвросия

 

 

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. Шамордино расположено в восхитительной местности – на широкой луговине над крутым обрывом. Густой лиственный лес лепится по почти отвесному скату. А там, глубоко внизу, изгибается серебряной лентой речка Сирена. Усадьба Шамордино в версте от деревни того же имени и в стороне от большой калужской дороги. Именно по благословению преподобного Амвросия и была учреждена женская обитель в Шамордине.

Старец отбыл в Шамордино летом 1890 года. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Жизнь его, по словам близких лиц, была в это время невозможно трудная. Ни днем, ни ночью он не имел покоя: и по неудобству помещения, которое до самой его кончины все только устраивалось и подготовлялось, и от множества дел и окружавшего его народа.

Уже в начале 1891 года преподобный знал, что ему предстоит скоро умереть.

– Первого января, – рассказывают сестры, – в самый первый день 1891 года, утром, после обедни, старец вышел к сестрам особенно задумчивым, серьезным: сев на диван, он неожиданно начал читать стихотворение: «Лебедь на брегах Меандра песнь последнюю поет».

– А мы, – шутливо заметил старец, – могли бы переделать так: «Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поет». И объяснил, что лебедь поет только одну песнь – это перед своей кончиной.

10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

Прославление старца

 

Шли годы… Оптина пустынь в дни гонений была закрыта и разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. Люди наугад

Введенский собор. Оптина

обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику.

В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом.

Святые мощи преподобного Амвросия находятся во Введенском соборе

 

Подготовила Наталья Морозова

Материалы для статьи:
  1. Книга «Жития преподобных старцев Оптиной пустыни», 2007 год. Издательство — Минск «Лучи Софии»
  2. Официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

Просмотров: (28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *