Как проходить путем Великого поста? Наставления настоятеля храма

Великий пост — весна духовная. И многие его ждут с нетерпением. Но кто-то нуждается в поддержке и наставлениях. Пусть для вас станут укреплением слова настоятеля храма иеромонаха Спиридона (Савина) о посте. Мы подобрали для вас самое интересное из бесед с ним на эту тему.

 

  • Пост, приготовляющий нас к Воскресению Христову, называется Великим не только из-за его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы. В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос, освятив пост личным примером, повелел поститься и Своим ученикам. В 69 правиле святых Апостолов говорится следующее: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»

 

  • Пост и молитва — два спутника, два крыла всякого хотящего пройти Великий пост до конца и встретить Пасху. Если нет молитвы, значит мы на диете только. Отсутствует воздержание — тоже неверно. Все святые постились. Ведь мы хотим победить родоначальника всякого зла, человекоубийцу искони, диавола (см. Ин.8:44). Господь нам говорит, что сей же род изгоняется только молитвой и постом (Мф.17:21). В эти дни важно также следить за своей речью, не пустословить. Да всё тоже самое — уклонись от зла и сотвори благо (Пс.33:14).И в тоже время нужно постараться обойтись без крайностей.

 

 

 

  • Если Великим Постом человек приходит в храм по выходным дням (в субботу и воскресенье), то особой разницы он может и не заметить, в целом службы не отличаются от других воскресных служб, совершаемых в непостовое время. На буднях Литургии не положено, но по средам и пятницам, а так же в некоторые праздники или памяти святых, выпадающих на седмичные дни Великого Поста, совершается Литургия Преждеосвященных даров, т.е. Святые Дары освящаются на полной Литургии в предшествующее воскресенье, а затем преподаются верующим благодаря этому умилительному чину. В другие будничные дни — понедельник, вторник, четверг — совершаются последования утрени, часов, изобразительных, повечерия, вечерни.

 

  • В пост пения становится меньше, а характер пения (напевы) уже постовой — минорный. Все это только для того, чтобы человек смог через продолжительную молитву встряхнуть с себя тот налет, который ему мешает ощущать присутствие Божие в его жизни.

 

  • Время Великого Поста особенное, и приобрести покаянный настрой в эти дни намного легче. Ведь вся церковь в этот период сосредотачивает внимание на том, чтобы человек пришел в себя, задумался о смысле жизни, о конечном исходе из нее и о самом главном, с чем ты явишься пред лице Божие!

 

  • Молиться словами тех святых, чьи сердца горели любовью к Богу очень полезно. Придумывать ничего не надо! Бери молитвослов и читай.

 

  • Цель нашего постного подвига — это обрести мир с Богом и получить от Него силы для того, чтобы быть Ему сотворцом. В Евангелии сказано: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь»(Ин.5:39–40). Поэтому всех призываю к тому, чтобы Священное Писание, озвучиваемое на постовых службах, было услышано, посеяно в наших сердцах и произвело бы как можно больше добрых плодов и воплотилось бы, в первую очередь, в делах, прежде всего в любви к Богу и ближним.

 

  • Кроме Священного Писания, всем советую познакомиться с трудами: святителя Феофана, затворника Вышенского – «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», «Письма», святителя Игнатия (Брянчанинова) – «Письма», преподобного Никодима Святогорца – «Невидимая брань», преподобного Паисия Святогорца – пятитомник его слов и поучений, преподобного аввы Дорофея — «Душеполезные поучения», с «Добротолюбием» и многими другими произведениями святых отцов.

 

 

  • В Великий пост обстановка в храме другая: цвет лампад тускнеет, облачения в алтаре, храме и у священнослужителей меняются на черные и темно фиолетовые, благоуханный ладан заменяется смирной со специфическим запахом. Всё это содействует человеку в его стремлении изменить свою жизнь к лучшему.

 

  • Послабление поста допустимо только для беременных, кормящих, больных и действительно нуждающихся в каком-либо послаблении, всё нужно решить со священником, духовником. А если это трудно сделать, тогда, как святые отцы говорят: «Каждому мера и внутренний учитель — своя совесть».

 

  • Почему во время поста у многих начинаются искушения? Просто всё ненужное и наносное в душе человека даёт о себе знать, по слову Спасителя запасаемся терпением ( См. Лк. 21:19 ). Как, например, садовод, когда землю перекапывает, убирает из почвы сорняки, так и из души удаляем страсти и дурные наклонности. Степень запущенности у всех разная, но качественно одинаковая. За тысячи лет особо ничего не поменялось, разве только «декорации». Изобретать велосипед не придётся – святые отцы оставили нам множество спасительных поучений, бесед, писем и т.д. Потрудиться  почитать только надо…

 

  • Великим постом читается молитва Ефрема Сирина (кроме субботы и воскресенья). Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, так как она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

 

 

  • Дети соблюдают пост в зависимости от родителей. Если они постятся, то и ребёнку легче понять, зачем это нужно. Пост дети  условно начинают соблюдать с семилетнего возраста. Две крайности нужно избежать — это чрезмерная строгость во всем и наоборот попустительство… Дети растут, поэтому питание необходимо, но от мороженого, например, можно и отказаться, компьютер ограничить и дать что-то духовное взамен. Подростковый период трудный даже у воцерковленных детей, но здесь есть возможность дать им испытать себя, свою волю, и тоже нужна золотая середина… Пост для детей является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели – управлять своими желаниями.

 

  • Самое главное, чтобы христианин научился не тратить драгоценное время впустую. Суетность, нетерпение, гордость, сребролюбие, властолюбие должны быть нами оставлены… А по слову свт. Димитрия Ростовского, без Божественного наставления это не получится. Поэтому,  всячески будем просить, чтобы Дух благий наставил нас и помог нам, согласно сказанному апостолом: «Дух способствует нам в немощех наших» (Рим. 8: 26).  А чтобы получить духовные блага, необходимо укротить плотские устремленья. И Великий пост — самое подходящая для этого пора.

Просмотров: (35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *