В ожидании дня Святой Троицы. Вопросы и ответы

Совсем недавно мы встретили праздник Вознесения Господня. А сейчас все в ожидании дня Пятидесятницы, который в народе называют Троицей. День Святой Троицы — один из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре. В этот день мы вспоминаем событие, которое произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христова — Святой Дух сошел на апостолов, и они отправились проповедовать Христа Воскресшего всем народам по всей земле.
Почему этот день называют днем рождения Церкви? Что произошло с апостолами во время схождения Святого Духа? Откуда в России такая традиция – украшать зеленью, цветами и ветвями растений храмы? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в нашей статье.

  • 7 июня в этом году Православная Церковь отмечает праздник Пятидесятницы. Почему у этого праздника столько названий – Пятидесятница, Троица, день рождения Церкви?

 

День Святой Троицы — один из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре. Другие названия праздника: Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа. 

 

В этот день мы вспоминаем событие, которое произошло через пятьдесят дней после Воскресения Христова — Святой Дух сошел на апостолов, и они отправились проповедовать Христа Воскресшего всем народам во всех землях. Собственно, отсюда и такие названия праздника — Пятидесятница и Сошествие Святого Духа. 

 

Не зря этот день называют и днем рождения Церкви — ведь проповедь Евангелия по настоящему через апостолов началась именно после этого события. В этот же день была также явлена полнота Святой Троицы – как и обещал Христос. Ведь Господь сказал ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18-20).

 

Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

 

  • Книга Библии «Апостол» нам повествует о том, что Святой Дух сошел на апостолов видимо – как языки пламени. Что произошло с апостолами после этого? 

 

На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. В книге Деяний апостольских рассказывается о том, что произошло дальше: «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

 

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных языках. Многие, кто это слышал, утверждали, что они напились вина. 

 

 «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать»  (Деян. 2:14-18).

 

 

После этого как раз и началась проповедь апостолов. И у каждого из них был свой путь — был брошен жребий и решено, куда они отправятся для просвещения многих людей. И все, кроме Иоанна Богослова, пострадали и умерли за Христа во время своего миссионерства. Но и апостол Любви, как его еще называют, Иоанн тоже перенес гонения, побывав в ссылке на острове Патмос. Хотя смерть его полна некоторой тайны — когда ему было 95 лет, он повелел ученикам выкопать могилу в форме креста и закопать его. По­сле это­го про­из­нес: «При­не­си­те тон­кий по­кров и по­ло­жи­те мне на ли­цо, и по­про­щай­тесь со мной в по­след­ний раз, ибо в этой жиз­ни уже не уви­ди­те ме­ня». Он ото­слал их, бла­го­сло­вив. Когда христиане Ефеса пришли с учениками к могиле, то Иоанна там не оказалось. 

 

Благодаря апостолам многие язычники пришли к истинной вере, была поставлена Церковь Христова на земле, через них она начала быть и будет до скончания века. 

 

  •  В день праздника Троицы храмы украшают зеленью и ветвями. Откуда такая традиция? 

 

В России на Троицу принято украшать храмы ветками березы и свежей травой. В храмах стоит особый луговой дух. 

 

Во-первых, это церковно-историческая причина. Ветви напоминают нам о явлении Святой Троицы в виде трех спутников Аврааму, о месте, где это случилось — о дубраве Мамвре, где был всем известный дуб. Именно под раскидистым зеленым дубом Авраам и принимал своего гостя. Что нашло отражение в иконописи этого праздника — образ Святой Троицы Андрея Рублева.

 

Храмы и жилища христиан православных, таким образом, служат как бы образом той кущи Авраамовой, у которой под сенью дуба Мамврийского отдыхали три Божественных путника. Поэтому, взирая на растения и травы, окружающие нас в этот праздник в храме и в домах, переносимся мыслью к явлению Триипостасного Бога Аврааму. 

 

Во-вторых, это еще и символично. Это как душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Была зима, сейчас она прошла и настала весна, а за ней лето. 

 

“Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом” (Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г.)

 

  •  Богослужение в день Святой Троицы продолжительное. Почему? В чем его особенности?

 

Троица. 2018 год

Самый лучший способ провести этот праздник — в храме, среди братьев и сестер во Христе. Тем более, что литургия в этот день необычна и живописна — благоухание свежескошенной зелени, зеленые облачения священнослужителей, коленопреклоненные молитвы — все говорит верующим о великом замысле Божием, о победе Христа над смертью, о Царстве Божием.

 

Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. Праздник Святой Троицы всегда выпадает на воскресенье. После Литургии служится вечерняя с чтением коленопреклонных молитв, во время которых, обращаясь к Господу, мы просим у Него помощи и заступления. Поэтому и богослужение по времени продолжительное. Но если кому-то не по силам выстоять всю службу, то он может уйти после литургии, его никто не осудит. 

 

В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

Но именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено, прося, чтобы Господь и нас приобщил к благодати Святого Духа. Чтобы он и нас вразумил тем Духом, которым вразумлял апостолов, вразумлял поколения проповедников святых, которые несли слово Божье всему миру.

 

  • В ветхозаветные времена у иудеев тоже был праздник Пятидесятницы. В чем он заключался? И связан ли он чем-то с новозаветной Пятидесятницей?

 

Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. нашей эры и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы. 

 

В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. 

 

Затем этот праздник стал отмечаться как памятная дата Исхода израильского народа под руководством Моисея из Египта после многовекового плена.Именно это освобождение евреев и стало основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. 

 

Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

 

Пятидесятница, таким образом, напрямую связана с Ветхозаветной традицией и праздниками Ветхого Завета. А сам Ветхий Завет является прообразом или предзнаменованием к Новозаветному восприятию Евангельского благовестия.

 

  • Накануне дня Святой Троицы, в субботу, в храмах совершается поминовение усопших. Почему именно в этот день установлена родительская суббота? Как это связано с праздником на следующий день?

 

По Уставу Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы совершается такое же заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы — Мясопустной. Троицкая Родительская Суббота также предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю (Петров или Апостольский пост).

 

Такое поминовение усопших не возникло недавно — оно ведет свое начало уже со времен святых Апостолов. Важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы появляется в словах святого Апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы: “Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти” (Деян. 2:24).

 

  • В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа (в пятидесятый по Воскресении Его) Апостолы «исполнишася вси Духа Свята» держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь. В ней незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы.

 

Пятидесятница считается днём рождения Церкви. Сошествием Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека. И важно помнить, что в этом спасении участвуют и усопшие. Наши ушедшие — остаются нашими любимыми, и остаются членами Церкви.

 

Поэтому канун праздника Троицы — субботу, премудрая Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них.

 

 

  •  На следующий день по Пятидесятнице, в понедельник, в Церкви установлен праздник в честь Святого Духа. Это продолжение воскресного празднования? Почему совершается еще и отдельно празднование в честь Святого Духа?

 

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

 

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

 

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (53)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *