Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века

Вход Господень в Иерусалим вспоминают православные христиане в шестое воскресенье Великого поста. В народе этот праздник также называют Вербным воскресеньем. В этот день Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (см. Мф. 21).

События праздника

 

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страстей, дополняя друг друга. Все происходит незадолго до крестных страданий Христа.

 

Весной в тот год в Иерусалим со всех сторон стекались паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками. Накануне, в субботу, мы вспоминали о том, как Господь воскресил праведного Лазаря. И многие из тех, кто встречает Его как Царя, слышали об этом чудесном событии. В Иерусалим Господь въезжает на молодом осленке:

 

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их (Мф. 21:1-7).

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».
Со всех сторон раздается ликование: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Все это, напомним, происходит после воскрешения Лазаря. Первосвященники после этого положили убить Его. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:10-13).
Уже через несколько дней эти же люди, постилающие на пути Господа пальмовые ветви, будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей:

 

Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:15-17).
После этого весь народ слушал поучение Господа. И приступили к нему все страждущие, слепые и хромые, которых он исцелил. А фарисеи и книжники, наблюдавшие за всем,  были потрясены тем, что даже маленькие дети в храме воспевали осанну Сыну Давидову. Затем, покинув Иерусалим, Иисус вернулся в Вифанию.

Икона праздника

 

 

Сама икона, если знать события праздника, рассказывает нам о происходящем. В центре иконы Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

 

Слева изображены апостолы, ученики Христа. Они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

 

Справа на иконе жители и гости Иерусалима. Все они собрались в городе в ожидании Пасхи.

 

В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов. Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк. 13:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным, воскресеньем (Неделя ваий).

 

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

 

За спиной Христа мы видим Елеонскую гору. Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф. 24:3-51), а позднее — вознесется на Небо (Деян. 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

 

А вот ослик, на котором Господь въехал в Иерусалим, несет несколько смыслов. С одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

История праздника и традиции

 

Первые упоминания о празднике Входа Господня в Иерусалим в Христианской Церкви относятся к III веку. Амвросий Медиоланский описывает торжественность события и крестный ход с пальмовыми ветвями в руках верующих. Эта традиция дала празднику название Недели ваий или цветоносной. Поскольку на Руси пальмы не росли, их заменили ветвями вербы, которая как раз распускалась в это время. С тех пор и пошло название – Вербное воскресенье.

Во время Всенощного бдения, на полиелее, священник читает молитвы на освящение верб и окропляет их святой водой. После этого их раздают верующим и они уносят их домой. Их хранят в красном углу. Также вербы освящают и в сам праздник, после литургии.

 

Кстати, была традиция на Руси на Вербное воскресение «шествия на осляти». Она пришла на Русь в  XVI веке. Патриарх садился на ослика и в сопровождении царя, вельмож и народа въезжал в Спасские ворота Кремля.

 

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (46)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *