Неувядаемый цвет чистоты. Богородичные иконы

«Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем», — поется в тропаре Божией Матери перед иконой Ее Неувядаемый Цвет.

16 апреля (ст.ст. 3 апреля) Православной Церковью установлен праздник в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты».

Название «Неувядаемый Цвет» («Благоуханный цвет») связано с песнопениями, посвященными Богоматери. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также наименование Богородицы «Неувядаемый цвет» восходит к канону Иосифа Песнописца. Преподобный жил в IX в., когда трудами святых Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина и других были уже составлены каноны великих праздников, введено пение по восьми гласам, построена основная структура Октоиха. Но имен­но преподобному Иоси­фу дано было завершить делание великих песнописцев и вложить свой труд в созидание православного богослужения. Им написаны не менее 220 канонов на многие праздники. Особо должен быть помянут его канон Пресвятой Богородице на день Похвалы — при акафисте.

Образ иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в храме иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублево, г. Москва

Происхождение иконы «Неувядаемый цвет» связано с Афоном: по склонам Святой горы росли цветы-бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к XVI — XVII векам. Первый оригинал был создан афонскими монахами. В Россию она попадает через паломников в XVII — XVIII веках. Один из первых почитаемых списков иконы «Неувядаемый цвет» появляется в Московском Свято-Алексиевском монастыре, стоявшим на месте храма Христа Спасителя в начале XVIII столетия. Вероятно, в это же время или несколько ранее такие же иконы появляются в других храмах Центральной и Южной России. Большинство из них было привезено с Афона. Русские иконописцы обращались к этому образу сравнительно редко.

Известно два варианта иконы «Неувядаемый цвет». В первом, так называемом «тип Одигитрии», Богоматерь держит на левой руке Младенца Христа, а цветок лилии держит сам Христос либо Богоматерь. Во втором случае Богоматерь обращена к Младенцу, стоящему на высоком подножии — престоле. Христос в царском облачении: корона на голове, в руках скипетр и держава. Богородица поддерживает Его левой рукой, а в правой у нее — процветший райскими цветами жезл.

Богоматерь Неувядаемый Цвет, XVIII век, Третьяковская галерея

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга или супруги, о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак. Чистая и пламенная молитва пред этой иконой помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. В любом случае главное не забывать, что молитву мы возносим не иконе, а первообразу — Пресвятой Богородице.

Чтимые списки иконы находятся во многих храмах России — в Москве в церкви Успения на Могильцах, расположенной в центре Москвы; в Воронеже в соборе Покрова Пресвятой Богородицы; В Ардатове, что вблизи Арзамаса, в Покровском женском монастыре. А также в Саратове в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», хранится образ Божией Матери «Неувядаемый цвет» приблизительно XIX века написания, более точное датирование невозможно. Известно, что создана она в Андреевском скиту на горе Афон и привезена в Саратов, очевидно, паломниками – о том есть задокументированные свидетельства. Время постройки храма – 1903–1906 годы, проект осуществил архитектор П.М. Зыбин.

Подготовила Наталья Морозова

Просмотров: (142)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *