На вопросы подписчиков отвечает настоятель храма. Выпуск №16

Добрый день.

У нас была такая ситуация перед Рождеством. Мы договорились, что муж детей причастит в храме 7 января (там, где живут его родители)…

Свекровь позвонила заранее, чтобы узнать расписание в храме. Оказалось, что детей не причащают утром — только ночью на праздник.

Мы очень удивились. Как это может быть: в одном храме утром причащают, а в другом нет?…

 

Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):


Здравствуйте.

Нужно сначала пояснить, что на некоторых приходах Божественная Литургия служится не каждый день. Это происходит в силу разных причин. Например, в некоторых населенных пунктах может быть один священник на несколько храмов. И он физически не может совершать богослужения в каждом храме каждый день.

К тому же богослужения могут быть разные, не предполагающие причащения.

Расписание в храме в тот день было такое: ночью — литургия, утром — праздничный молебен. По церковным канонам священник не может служить две литургии в один день, поэтому решили провести утром хотя бы молебен для тех, кто не смог прийти на ночную службу.

Поэтому, как минимум, перед посещением рекомендую узнать о порядках, которые сложились на этом приходе. Хотя бы посмотреть расписание богослужений, которое сейчас можно без особых усилий найти на сайте храма.

Вообще важно не просто “прийти — получить”, но и участвовать в богослужении, молиться за ним, и понимать его самим. Хотя бы и для того, чтобы потом можно было объяснить деткам, зачем они приходят в храм, чтобы это происходило осознанно.

И кстати — о том, как подготовить детей к причастию — как раз следующий вопрос.

 


Здравствуйте.

У меня вопрос какие правила причастия детей от 3 до 7 лет?
Можно ли выпить воды ребёнку с утра, не всегда возможно объяснить что пить нельзя (а в жару очень хочется). Обязательно ли просить благословение если вдруг такое случилось?

С уважением, Наталия.

Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):

Здравствуйте, Наталья!

Совсем маленькому ребенку можно и попить простой воды, можно и даже немного перекусить (если малыш совсем маленький).

Только не обманывайтесь сами и не обманывайте ребенка тоже. Нужно объяснить, что он идёт на причастие, а не «компотик» пить или «сладенькое», как еще говорят иногда.

Еще важно ажиотажа сразу после причастия не устраивать. Бывает только отошли от чаши — и в детей уже впихивают конфеты, по старому принципу «чтобы дитя не делало, лишь бы не плакало».

Конечно, перед причастием ребенку, если он еще мал по возрасту, не требуется особой подготовки, однако и у него и у родителей должно сформироваться благоговейное отношение к Таинству.

А вот семь лет — уже возраст, когда ребенок может начать исповедоваться. Возраст принят условно, некоторые детишки и раньше — в пять лет — настолько серьезны и ответственны, что можно только удивиться. А бывает, что дети постарше не совсем понимают, что вообще происходит, для чего они в храме.

Это большей частью зависит от вас — родителей. Вы объясняете, разжевываете, а мы только корректируем, поддерживаем то, что вы начали в семье. По меткому выражению одного проповедника: “Воскресная школа  — это “петрушка”, а суп вы варите дома сами”.

Поэтому неправильно, когда родители приводят за руку ребенка в храм, подводят к батюшке, мол “объясните ему как надо правильно жить”…

А иногда ребенка приводят только к причастию. Полагая, что этим все проблемы в его жизни автоматически исправятся.

Однажды, из бесед со школьниками четвертого класса, я узнал вот такую интересную информацию. Оказалось, что о смысле жизни некоторые ребята задумывались уже в пять лет, а кто то чуть позже — в семь.

Тут хорошо, если они получили аргументированный, серьезный и честный ответ от своих авторитетов — родителей. И печально, если их “авторитеты” ушли от ответа, отшутились  или даже отругали, отбивая у ребенка всякую тягу к осмыслению духовных вопросов.

Ведь, как известно, “свято место пусто не бывает” и, в отсутствии правильного ответа, дети очень быстро впитают какое-либо отстранённое от реальности представление духовных вещей.

 


Здравствуйте, отец Спиридон.

Зашла в один из храмов города Новосибирска и была удивлена, когда увидела, что крещенскую воду продают за деньги.

В храме как то не ожидала такое увидеть, объясните пожалуйста.

С уважением, Марина.

 

Отвечает настоятель храма иеромонах Спиридон (Савин):



Здравствуйте, Марина!

Вы знаете, у нас в храме Крещенская вода была в огромном количестве. Люди приходили и набирали, кто сколько хотел. Единственное, если ты пришел без бутылочки — вот ее можно было получить в лавке,  за символическое пожертвование. Тебе новую чистую бутылочку с надписью “Крещенская вода”, а ты — монетку, разве не удобно?

Так что мне представляется, что в том храме, в котором Вы увидели эту ситуацию — наверное набрали воду заранее и отдавали людям сразу в бутылках. Поэтому они и отдавали какие то монетки за бутылки, а не за саму воду.

Еще хочется сказать, что когда наш храм открывался, у меня была мысль сделать все бесплатным. Но меня предупредили, что так делать в нашей стране или городе не стоит — может закончиться тем, что все просто растащат. Просто народ у нас не совсем до этого дорос. У наших людей не такое отношение к Церкви.

Это не чья то вина. Это вопрос прервавшейся православной традиции. Вот в некоторых странах к священникам (и к храмам) сложилось совершенно особое, благоговейное отношение. Например, в Сербии, Румынии, Болгарии.

Почему так? А там человек видит всю “цепочку” событий своей жизни — вот он сам учится в воскресной школе, вот привел невесту, чтобы их благословили на брак. Вот для них служат Литургии, их венчают, крестят и миропомазывают их детей. Вот родители каются в грехах, получают прощение в Таинстве Исповеди. Дети это видят, понимают.


Параллельно стареньких бабушек и дедушек этот же батюшка напутствует и провожает в последний путь. Священника приглашают в дом, он его освящает и окропляет святой водой…

Это все естественно происходит — они там живут в этом. Поэтому складывается такое почтительное, уважительное отношение. Известны случаи, когда даже в некоторых поселках жители не смеют иметь, например, машину лучше, чем у батюшки.

При этом случается, что там храм полностью находится на попечении жителей городка или деревни. Он им нужен, понимаете? Они его там построили, они его и содержат. И тем самым служат Богу.


У таких людей любовь к Господу выражается через любовь, через особое отношение к Церкви. Потому что, как известно “кому Церковь не мать, тому и Бог не отец”.

Это выражение, кстати, принадлежит святому Киприану Карфагенскому. Он считал, что вне Церкви невозможно спастись, то есть достигнуть единства со Христом в Царствии Небесном. Под Церковью подразумевается общество верующих во Христа людей, соединенных едиными таинствами и священноначалием. Господь Иисус Христос основал ее на земле: «созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). И создал с одной целью — для спасения человеческих душ, которое облегчается участием в церковных таинствах. Совершаемые через священника, они являются по сути действиями Божиими, в которых Господь преображает и изменяет человека.
 
Что же получается? Бог созидает Церковь, в которой устанавливает Свои таинства, а человек игнорирует эти спасительные средства, говоря, что Бог у него в душе или что он верит по-своему. Часто за этими словами стоит лишь нежелание менять свое сердце, оставить жизнь по прихотям мира сего — попытки достигнуть Царства Небесного обходными путями. Церковь для таких людей не авторитет, а ведь она основана Христом, значит только Он ее настоящий Глава, Его Духом Церковь живет, дышит и созидается.

Вот почему человек, игнорируя Церковь, игнорирует Бога.

Интерактивная рубрика: «Вопрос к батюшке» продолжается!

Вы тоже можете прислать свои вопросы к настоятелю храма отцу Спиридону в комментарии к этой публикации, в сообщениях групп в соц сетях — ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграмм (ссылки на соцсети — на сайте слева) или на почту: spiridon-site@yandex.ru.

Ответы будут публиковаться каждый четверг на нашем сайте и в социальных сетях!

Если вопрос очень личный и вы не хотите, чтобы ответ для вас публиковался — укажите это в письме (и ответ придет только вам).

⇒Наш храм еще строится и вы можете в этом помочь⇐

Просмотров: (141)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *