11 июля Православная Церковь вспоминает основателей известного Валаамского Спасо-Преображенского монастыря преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Сведений о жизни святых до наших дней дошло немного. Согласно одной из версий, они были греческими монахами и поселились на острове Валаам в 1329 году (по другой версии это произошло раньше – в Х веке).
Считается, что изначально святые Сергий и Герман поселились на Святом острове, так как сохранился шведский атлас, в котором на карте Валаама он называется Vanho Valamo — Старый Валаам, и на этом острове указан крест.
Основанный преподобными Валаамский монастырь стал настоящим центром православия в суровом северном крае. Особенно ценен он был для местных жителей — карел. Но шли в обитель со всех концов земли русской.
Преподобные Сергий и Герман преставились около 1353 года (Примечание: Данные с сайта Валаамского монастыря. Ранее считалось, что преподобные Сергий и Герман поселились на Валааме между 973–980 годами, но позднейшая критика отодвинула время их жизни к XII и даже к XIV веку. Официальное синодальное издание «Минеи Четьи на русском языке» говорит о преподобных Сергии и Германе как о «скончавшихся около 1353 г.» Поэтому ниже можно заметить несоответствие этой дате там, где упоминается перенесение мощей в Новгород).
Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей.
В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.
Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–64 гг.
Обитель прославилась многими подвижниками – духовными преемниками святых Сергия и Германа. Так, например, из Валаамского монастыря вышли преподобный Савватий, который в XV веке подвизался на Соловках, а также инок Геннадий – будущий святой архиепископ Новгородский.
В XVII веке обитель была снова полностью разрушена, а ее земли на 100 лет отошли к Швеции. Только в конце Северной войны (1700-1721) монастырь снова возродился.
После возрождения в обители состоялось местное прославление его основателей, позже их стали почитать во всей Новгородской епархии.
В 1819 году Священный Синод установил общероссийское почитание Валаамских угодников и определил дни церковного празднования их памяти.
Помимо 11 июля, память преподобных Сергия и Германа Валаамских также празднуется 24 сентября.
Источники: сайты ФОМА и Азбука веры
Просмотров: (23)